Реставрация — вторая жизнь иконы!

Семеновых М.Н. Художник-реставратор, иконописец, искусствовед, преподаватель рисунка и живописи.

Икона – богословие в красках. Святыня, почитание которой с начала христианства на Руси не только прижилось, но и развилось до самого высокого духовного и эстетического уровня. Многие иконы, находящиеся в столичных музеях, сохраняются под чутким взором реставраторов музеев. Это продлевает жизнь иконы на многие столетия вперед. Как же быть с частными иконами, или иконами, находящимися в храме?Прежде всего нужно соблюдать условия хранения темперной живописи. Температура воздуха 18 С, влажность не более и не менее 60 %. Если же икона находится в отходящих от нормы атмосферных показателей, она постепенно разрушается. Икона – полностью органичное произведение искусства. Основа – доска, которая на протяжении всей жизни сохраняет влагу примерно 20%. Она может коробиться, это ее естественное поведение. Это называется корабление. Оно бывает разное, но чаще всего доска изгибается по направлению дуги древесных колец. Грунт чаще всего- меловой тоже реагирует на внешние воздействия. Краски – яичная темпера – натуральные, минеральные пигменты, замешанные на желтковой эмульсии. Такой красочный слой довольно крепкий. Но со временем он вместе с левкасом может покрыться сетью трещенок – кракелюром. Проходят десятилетия и эта твердая поверхность может стать рыхлой, могут пойти вздутия грунта и красочного слоя. Олифа, покрывающая и защищающая красочный слой, сильно темнеет, также покрывается кракелюром. Сняв олифу, реставратор открывает взору чистые оттенки авторского красочного слоя. Икона может подвергаться и внешним факторам разрушения. Появляются утраты красочного слоя и грунта, а то и древесины. Бывают трещины в доске и т.д. Всего не опишешь.

Профессия реставратор меня многому научила. Для меня икона, пришедшая на реставрацию, всегда – болящий, которого надо лечить. Школа реставрации произведений темперной живописи сложилась в начале 20 века. Тогда, в 1918 году, были отреставрированы, раскрыты и дарены человечеству иконы св. Андрея Рублева. Мне с детства хотелось быть ближе к иконе. И, благодаря родителям, я получила образование в Санкт-Петербурге, закончив реставрационный факультет художественного училища им Н.К.Рериха. Мы уже на первом курсе реставрировали под строжайшим надзором преподавателей, иконы, картины, предметы графического искусства, золочения. Пять лет пролетели быстро. Мы выезжали на практику в Смоленск, Ярославскую область, реставрировали храмы Санкт – Петербурга. В этом году будет десятилетие нашего выпуска. Работа в иконописной мастерской при Александро-Невской лавре дала мне серьезную практику в реставрации и там я начала писать иконы. Вернувшись в Мончегорск, я продолжила работу. Сначала реставрировала иконы из частных собраний мончегорцев, а также из области, а с 2015 г. я начала выполнять работу по реставрации икон из Свято-Вознесенского кафедрального собора.

Икона «Христос в темничке». Реставрация заключалась в консервации красочного слоя (левкаса икона не имеет, краски лежат на доске, что составляет большую сложность для сохранности изображения), снятии поверхностных загрязнений, восполнении утрат красочного слоя. Я придерживаюсь старой, проверенной десятилетиями школы реставрации натуральными материалами: это осетровый клей, натуральные краски, лаки. Икона после реставрации посветлела, открылись цвета авторской живописи. Укрепился авторский красочный слой. Теперь она радует пришедших в храм людей своей красотой.

 

  

В 2017г. из нашего собора дали в работу икону начала 20в., икону Преп. Серафима Саровского. Она была в аварийном состоянии, требовала укрепления, доски разошлись, образовав трещину. На фоне виднелись следы некогда бывшего золочения. Весь образ был глубоко процарапан острым предметом. Консервация на осетровый клей, восполнение трещины грунтом и красочным слоем, также восполнение утрат на царапинах и золочение. Слава Богу, икона теперь в храме! Преподобный Серафиме моли Бога о нас!

 

В 2018 году для собора мной была отреставрирована икона Святой Троицы Ветхозаветная. Множественные утраты красочного слоя и золочения, лаковая пленка неравномерными потемневшими пятнами лежала по всей поверхности. Ее пришлось снимать по миллиметру скальпелем с использованием растворителя. Восполнено золото на фоне, выполнено общее укрепление и восполнение утрат. После реставрации икона как новая!

 

Не менее интересна икона, выполненная на металле с сильными потертостями и утратами красочного слоя на ликах. Ее просто оставили в храме. Главное в реставрации – не перекрыть автора, а стать как бы им и сделать так, чтобы твоей руки не было видно. Это удалось в работе с Казанской иконой Богородицы! Общее авторское темное, теплое изображение нужно было сохранить, иначе то ощущение «горения» лика можно было бы потерять. Я соединила масляные краски с акварельной золотой краской и в результате получился ожидаемый эффект!

   

К каждой иконе, как и к человеку, нужен свой подход. Для каждой — своя история реставрации. Благодарю сердечно своих учителей, передавших мне мастерство! Благодарю своих родителей за помощь, семейное единство и поддержку!

Принимаю заказы по реставрации икон, иконописи, масляной и акварельной живописи. Мои работы можно посмотреть в альбомах фотографий на моем личном сайте: mariart.store.ru

Автор: Семёновых Мария

(380)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *